За 2008 год, ежели мне не изменяет память,в России было снято два наиболее раскрученных, якобы "исторических" фильма:
1612 - про великую Смуту
и "Александр: Невская битва" - про...Александра Невского и битву на Неве.
Оба фильма отличаются относительной массовой сьемкой, не-плохими спецэффектами и немаленькими вложениями в рекламу.
Оба фильма - про борьбу "русского народа" с "иноземными захватчиками".
Честно - мне это говно не понравилось. Ни то, ни другое.
Почему? Трудно сказать. Наверное потому что у меня, как у историка, атрофировано чувства "романтических героев и великих воителей". Я прекрасно знаю, что всякий государь несет на себе клеймо неизбежного зла. Идеальных царей нет и не было. Ни Карла Великого, ни Николая II канонизировали не за то что они были особенно святые в поступках и измышлениях (как Франциск из Ассизи или Сергей Радонежский) - попросту говоря, они не были "чистенькие". Карл Великий казнит 4500 саксов после неудачного их восстания, а Николай II - давайте будем честны с собой - лишь сильнее раскручивает дьявольский маховик революции, 9-ого января приказав расстрелять участников демонстрации, весьма мирной и не анти-царской. Ну, собственно говоря, и ладно. Это крест власти, слишком большой для человека, и поэтому блаженны те, кто сумели пронести его более менее достойно.
Важно понимать - человек у власти никогда не может быть идеален. Особенно - великий деятель государства, он не может быть мямлей и нытиком, соплежуем переживающем о каждой погибшей душе. Это работа монахов и Церкви.
Официально, идея обоих этих фильмов - восславление истории России и ее военных побед. Честно - не получилось. Конечно, всякие ура-патриоты в восторге, но им и пальчик покажи с триколором намалеванным, они тоже радоваться будут. Про меня нельзя сказать, что я "мистер НЕТ!", т.е. человек-нигилист, и я себя таковым не считаю. Но как так получилось, что бы вместо того что бы болеть за русских воинов и благородного недоиспанца (хотелось взять и уебать), метко стрелявшего из кожанной пушки, я думал "Ну же, вперед! Чертовы аркебузиры, стреляйте лучше!" и вообще-то ратовал за наемников-пикинеров в кошерных морионах? Хотя в том же "Потопе" шведские аркебузьеры шли гораздо более стройными шеренгами и разодеты были куда более "грамотней" и "приятней глазу", да и пикинеров там было чуть ли не сотни четыре, а я сопереживал монахам-защитникам Ясногорского монастыря?
Неужели режиссер Хотиненко намеренно сделал так, что главных положительных героев через две минуты фильма уже начинаешь тихонько презирать как круглых идиотов? Что бы простой обыватель чувствовал себя равным и выше? Зачем?
Сейчас почитал рецензии на афише - и ругают, и хвалят, но больше всего мне понравилась эта, за авотрством некоего publicis'та
читать дальше
Красной нитью через оба фильма проходит идея Великого Государя и "антизападничества". Вот это и раздражает больше всего. Этот идейный гомосексуализм не несет в себе ничего созидательного, а лишь слепо-отрицательное в духе довоенной пропаганды. Но господа, Советский Союз пал. Государство недостроенного коммунизма ушло в небытие (и слава Богу!) - теперь мы государство капитализма, медленно и болезненное, вливающееся в компанию остальных ЕВРОПЕЙСКИХ стран - и не стоит забывать, что Российская Империя на пике ее могущества оставалась частью Европы и была Европой, а не Азией. Но это я ушел в сторону.
На месте моих друзей православных монархистов я бы тоже не особо восхищался фильмом 1612, потому что сцена с "написанием родословной" это, на самом деле очень тонкий намек - Нам не нужен Бог, что бы выбрать Царя, а если надо, мы и Путина, да чего уж Путина, мы Медведева отпрыском Романовых в стодесятом колене сделаем. И вы сьедите это, и оближетесь.
Фильм "Александр: Невская битва" - тоже откровенное говно. Отставим в сторону откровенно притянутые за уши инсинуации на религиозную тему, имевшие место как в 1612 так и в "Александре." (Зачем и кому это было нужно? Видимо, опять таки, что бы потешить великорусское чувство богоизбранности; Искренне верю и надеюсь что Русская Православная Церковь в подобной дешевой пропаганде не нуждается, потому что у нее хватает и других доводов.). Они лишь усиливают стократно непередаваемое отвращение к режиссеру, сценаристу и к фильму в целом.
Отличительным признаком обоих фильмов является то, что практически сразу после начала просмотра становится ясно что фильм - говно, и чем дальше - тем гуще оно будет становиться. Эпизод с Александром Невским, высокопарно рассуждавшим в духе Возрожденческого гуманизма о великой ценности человеческих жизней, заставил меня горько вздохнуть: "И здесь правды не будет...". Вся история с Невским и боярами напомнила мне пропаганду Ивана IV Грозного перед опричниной: бояре плохие, судить их надо, а царь за народ! Что ж, все можно стерпеть, но зачем превращать Александра Невского в Иисуса Христа? Да, он - "золотая легенда русского средневековья" (цитирую Н.С.Борисова, прекрасного ученого и моего преподавателя), но важно понять что "золотая легенда" средневековья горазо жестче и кровавей чем легенды нового времени. Что бы развеять последние сомнения, приведу, по привычке, историческую справку:
1255 Восстание в Новгороде "меньших" людей из-за попытки монголо-татар обложить город данью.
1257 - 1259 Проведена перепись русского населения (за исключением церковнослужителей) монголами для определения размера дани ("выхода") Золотой Орде. Неоднократные восстания славян против монгольских властей; особое возмущение вызывают чиновники (баскаки), собирающие дань.
1259 Волнения в Новгороде против переписи, навязанной монголами; Александр Невский оказывает содействие посланцам Золотой Орды, с войском идет в Новгород и жестоко наказывает, казнями и тюрьмами, восставших жителей Новгорода, его же соплеменников, которых он когда-то защищал.
-----
В заключение скажу - в истории каждого государства достаточно славных моментов, по которым можно было бы снять хорошее, трогательное и серьезное патриотическое кино. Но некоторые предпочитают взять крохи из учебника, все остальное додумать, обмотать сахарной ватой, облить карамелью и так выбросить на большой экран...
Что из этого получается - видим сами.
О русском кино на историческую тематику
vereor
| суббота, 03 января 2009